eye_icon
Телефон доверия
11-99 Все номера
img_icon
  • Узбекистан 2.0: на пути к развитому цифровому обществу
    09.09.2021

     

    Российский журнал «Бюджет» подготовил специальный выпуск «Новый Узбекистан», посвященный осуществляемым в Узбекистане реформам.

    В нем была опубликована статья Министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Ш. Садикова.

    В статье рассказывается о проделанной Министерством ИКТ широкомасштабной работе по развитию IT-отрасли, достижениях в цифровом развитии Узбекистана.  

    Материал в газетном варианте можно посмотреть по следующей ссылке.

     

    Узбекистан 2.0: на пути к развитому цифровому обществу

    Современным Узбекистаном взят курс на обновление и качественные преобразования. И во многом, как отмечает руководство страны, успех этой деятельности зависит от масштаба цифровых реформ.

     

    Нормативно-правовой фундамент

    Нормативно-правовой фундамент цифровых реформ в Узбекистане заложен 28 апреля 2020 года, когда было принято постановление Президента РУ №ПП-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». Оно стало логическим продолжением постановления главы государства от 17 марта 2020 года «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте». Утверждённые постановлением концепция развития и комплексная программа «Цифровой Ташкент» направлены на полное преображение столицы Узбекистана.

    В числе важнейших документов - Указ президента РУ от 5 октября 2020 года «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по ее эффективной реализации».

     

    Телекоммуникационный фундамент

    В республике расширяются оптоволоконные магистрали. Увеличивается доступность к широкополосной интернет-связи путем установки ШПД-портов. Проводимые инфраструктурные преобразования позволили увеличить скорость и пропускную способность каналов связи. Наблюдается положительная динамика касательно снижения цен на услуги. За последние десять лет тарифы на интернет-услуги внешнего канала для провайдеров снизились в 30 раз.

    Сегодня к широкополосной интернет-сети уже подключены 97% общеобразовательных школ (9 848), 83% махаллинских сходов граждан (7 656) и 56% участковых пунктов милиции (3 567), а также все медицинские и дошкольные образовательные учреждения. К концу текущего года поставлена задача полностью обеспечить высокоскоростной интернет-связью все социальные объекты.

    Еще одно важное направление телекоммуникационного развития республики – мобильная связь. Тут также растут основные показатели.

    Планомерно ведутся и модернизационные работы. Так, если до 2020 года расширение мобильных сетей в основном шло за счет 2G-технологий, то сейчас реализуются проекты на основе 3G/4G-технологий. В 2020 году на основе 3G/4G было модернизировано 3,6 тысячи базовых 2G-станций.

    C 2019 года два мобильных оператора – UzMobile и UCell — ведут работы по внедрению технологии 5G. И уже с апреля этого года в деловом квартале Ташкента Tashkent City компания UCell запустила сеть пятого поколения.

    В октябре прошлого года в свободной экономической зоне «Джизак» совместно с южнокорейскими партнерами организовано предприятие по производству оптоволоконной кабельной продукции с годовой мощностью 50 тысяч километров. Республика не только сможет удовлетворить собственные нужды в продукции, но и продавать ее за рубеж. Актуальным вопросом является и увеличение емкостных мощностей для хранения данных. В республике в 2020 году был введен в строй Центр обработки данных с вместимостью 5 петабайт. К концу текущего года планируется запустить дополнительные дата-центры общей вместимостью 25 петабайт.

     

    В новом формате

    Развитие электронного правительства в Узбекистане ­— одно из приоритетных направлений реформирования деятельности органов государственной власти и управления. Важнейшее место среди проектов электронного правительства занимает Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).

    В числе значимых проектов — Единая система идентификации граждан OneID (id.gov.uz/). Она интегрирована с системой выдачи ID-карт с автоматическим созданием учетной записи владельцев. Таким образом, граждане при замене паспорта и выдаче ID-карты получают доступ к различным электронным ресурсам правительства. К настоящему времени с данной системой интегрированы 80 информационных систем и ресурсов государственных органов и организаций.  Количество пользователей данной системы достигает одного миллиона человек.

    В числе важных государственных инициатив в этом отношении можно отметить создание Виртуальной приёмной президента Республики Узбекистан для обращений граждан по любым вопросам (pm.gov.uz) и Виртуальной приёмной премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей (business.gov.uz).

    Для развития общественного диалога работает портал коллективных обращений «Mening fikrim» - «Мое мнение» (meningfikrim.uz).

    Реализация проектов в рамках электронного правительства позволила добиться определенных успехов. Вот некоторые примеры:

    • ­внедрение системы «Электронная трудовая книжка» позволило сэкономить порядка 2,1 миллиарда сумов;
    • через Национальную базу вакансий работой обеспечено свыше 146,4 тысячи человек. Сегодня на данном портале зарегистрировано свыше 57 тысяч государственных органов и частных компаний, размещена информация о более чем 198 тысячах вакансий;
    • посредством системы Единого реестра социальной защиты выдана социальная помощь более 1 миллиону семей. На портале налажен информационный обмен между 13 министерствами и ведомствами, сформированы списки нуждающихся в социальной помощи граждан;
    • посредством информационной системы «Электронный аттестат» оцифрованы более чем 1,7 миллиона аттестатов;
    • запущена информационная система «Молодежная тетрадь», куда внесены данные о 6,5 миллиона молодых людях в возрасте от 16 до 30 лет. С помощью данной системы работой обеспечены свыше 55,8 тысячи человек, 23,2 тысячи начали собственный бизнес, 26,5 тысячи прошли обучение по специальности, 133,5 тысячи получили земельные ресурсы для организации дехканского хозяйства, 15,6 тысячи получили социальную, финансовую и психологическую поддержку со стороны государства. 

     

    Цифровой банк

    При поддержке государства активно развивается цифровой банкинг. В результате внедрения системы «Цифровой банк» число пользователей интернет-банкинга выросло до 16,8 миллиона человек. а количество онлайн-карт достигло 20,1 миллиона единиц. Растет и доля транзакций через мобильные приложения банков. Так, за первое полугодие текущего года физлица провели операции онлайн-конверсии на сумму в 3,6 триллиона сумов, онлайн-микрозаймов в 1,5 триллиона сумов и онлайн-депозитов в 6,7 триллиона сумов.

    Деятельность по развитию электронного правительства заслужила высокую оценку со стороны международного сообщества. В Рейтинге открытых данных (Open Data Inventory - ODIN) Узбекистан, набрав 63 балла, поднялся на 125 позиций вверх и занял 44-е место в мире, став лидером в Центральной Азии. А в исследовании ООН по уровню развития E-правительства-2020, согласно рейтингу Глобального индекса открытых данных Узбекистан удостоился наивысшего показателя (Very High OGDI) и занимает 41-е место среди 193 стран мира.

     

    IT-предпринимательство

    Одним из важных этапов цифровых реформ стало создание Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (IT Park) в Ташкенте в июле 2019 года. В настоящее время 463 предприятия являются резидентами IT Park, где трудится более шести тысяч специалистов. В этом году намечено увеличить число резидентов до 500 единиц. Резиденты IT Park получают юридическую, организационную, маркетинговую помощь. Им предоставлены существенные финансовые льготы: они освобождаются от всех налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды до 1 января 2028 года, а также от разовых социальных выплат.

    Также резиденты могут пользоваться офисными помещениями, лабораториями, коворкинг-зонами, конференц-залами. В IT Park действует принцип экстерриториальности, то есть резиденты могут пользоваться предоставляемыми преференциями вне зависимости от места расположения на территории республики. Еще один существенный плюс — перечень разрешенных для резидентов видов деятельности начиная с этого года увеличен с четырех до 18. Принято решение создать филиалы технопарка в регионах страны. К настоящему времени филиалы IT Park действуют в восьми крупных городах республики. В течение двух лет намечено организовать еще шесть филиалов в регионах.

     

    Модернизация почты

    Серьезные реформы проводятся в почтовой сфере. В последние годы модернизируется деятельность национального почтового оператора АО «Узбекистон почтаси». Так, все большее распространение получает внедренная в прошлом году получает «гибридная почта», которая предполагает электронную отправку документов и их последующую распечатку для предоставления получателю. Сегодня заключены договора с более 70 организациями по оказанию данной услуги. В тестовом режиме проводятся испытания 30 автоматизированных комплексов (почтоматов), установленные в Ташкенте и крупных областных центрах.

    Одно из приоритетных направлений дальнейшего развития почтовой сферы – оказание электронных госуслуг. Сегодня на 860 почтовых объектах налажено оказание 33 видов государственных услуг посредством ЕПИГУ. К концу текущего года намечено внедрить еще 27 новых видов электронных госуслуг. Также на 625 почтовых объектах предоставляются услуги по пополнению и снятию наличных с банковских карт.

    С февраля текущего года в тестовом режиме, а начиная с марта – в полноценном режиме начала функционировать национальная онлайн торговая площадка Unisavdo.uz. В мае запущена мобильная версия электронной торговой площадки. Через Unisavdo.uz предприниматели смогут выставлять свою продукцию на торги по всей республике. В свою очередь, АО «Узбекистон почтаси» займется доставкой приобретенного товара по адресу покупателя. Заключены контракты с 300 предпринимателями по размещению производимой ими продукции на Национальной торговой онлайн-площадке Unisavdo.uz, уже размещено порядка 11 тысяч видов продукции. К концу этого года планируется организовать четыре логистических центра по всей республике с возможностью хранения, сортировки, упаковки и оперативной доставки продукции до клиентов.

    Разработана Система по автоматизации процессов почтовых услуг. Автоматизированная информационная система по приему, отбору и онлайн-мониторингу начала свою работу в тестовом режиме в Ташкенте в мае этого года, а с июля – по всей республике.

     

    Искусственный интеллект

    В феврале этого года было принято постановление президента «О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта». В соответствии с ним разработана комплексная Программа мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021–2022 годах. Утвержден перечень пилотных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта, которые будут реализованы в 2021–2022 годах в сельском хозяйстве, банковской сфере и сферах финансов, транспорта, здравоохранения, фармацевтики, энергетики, налоговой сфере и электронного правительства. К их реализации будут также привлекаться резиденты IT Park.

    Создан НИИ развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций РУз. НИИ будет заниматься фундаментальными и прикладными научными исследованиями в области искусственного интеллекта, налаживать сотрудничество и совместно реализовывать проекты с ведущими зарубежными инновационными и научными учреждениями в этой сфере. Также в компетенции НИИ — вопросы внедрения технологий ИИ в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления, формирования научной экосистемы развития цифровых технологий. Утвержден список высших учебных заведений и научных организаций, которые будут готовить специалистов по данному направлению.

     

    Министр по развитию

    информационных технологий
    и коммуникаций Республики Узбекистан 
    Ш. Садиков