В целях последовательной реализации осуществляемых в интересах народа широкомасштабных реформ подготовлен проект Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» на основе всестороннего обсуждения с участием широкой общественности.
В обсуждении данного проекта проявили активность граждане и институты гражданского общества нашей страны. В эфире теле- и радиоканалов организовано более тысячи прямых диалогов с ними. Специалистами и экспертами соответствующих отраслей глубоко проанализированы предложения и рекомендации, внесенные гражданами.
В частности, в рамках общественного обсуждения поступило свыше трех тысяч предложений, на основе которых в проект Государственной программы внесено около ста концептуальных и редакционных изменений и дополнений. Также многие предложения предусматривают поддержку мероприятий обнародованной Государственной программы и совершенствование процессов их реализации.
В целях обеспечения исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, а также эффективной и своевременной реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года, совместных заседаниях и организационных совещаниях палат парламента:
1. Утвердить Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» (далее – Государственная программа) согласно приложению.
2. В сфере совершенствования системы государственного и общественного строительства:
Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе принятие Программы мер, направленной на усиление законотворческой и контрольной деятельности парламента, «Дорожной карты» по разработке законов прямого действия, Концепции повышения электоральной культуры населения, а также Стратегии развития гражданского общества в Узбекистане на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
3. В сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы:
Поручить Верховному суду Республики Узбекистан, Высшему судейскому совету, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе разработку новой редакции систематизированного Закона «О судах», проектов законов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества, а также предусматривающих внесение изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности, направленных на усиление гарантий прав граждан и субъектов предпринимательства.
4. Согласиться с предложениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров и Национального центра по правам человека, с учетом пожеланий широкой общественности и рекомендаций международного экспертного сообщества, предусматривающими:
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
а) в срок до 1 апреля 2020 года обеспечить внесение в законодательство изменений и дополнений, вытекающих из настоящего пункта, в том числе предусмотрев:
б) предусмотреть при разработке Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года определение крупных городов, обладающих природным и социально-экономическим потенциалом, с целью создания для населения республики дополнительных, наряду с городом Ташкентом, «центров притяжения».
5. В сфере развития экономики и активного привлечения инвестиций:
Поручить Кабинету Министров Республики Узбекистан, Центральному банку, Счетной палате, Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного выполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе разработку проектов законов «О государственном финансовом контроле», «О государственном долге» и «Об официальной статистике», стратегий развития автомобильных дорог и повышения доступности финансовых услуг, концепций по регулированию внешнеэкономической деятельности и развитию водного хозяйства, Программы практических мер по широкому внедрению цифровых технологий в сельском хозяйстве.
6. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
Обеспечить поэтапное создание аналогичных моноцентров и центров профессиональной подготовки также в районах и городах Республики Каракалпакстан и областей.
7. Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности, Министерству по поддержке махалли и семьи, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Торгово-промышленной палате совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента принять меры по организации курсов обучения для одиноких и многодетных женщин, безработных и молодежи, изъявивших желание пройти обучение по востребованным в повседневной жизни профессиям, в частности швейному делу, кулинарии, парикмахерскому делу, и по другим направлениям.
Министерству по поддержке махалли и семьи совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в месячный срок разработать Программу обучения профессиям в гузарах махаллей, сформировав список соискателей.
Установить, что средства для таких представителей нуждающихся в социальной защите слоев населения, как одинокие и многодетные женщины, безработные и молодежь, обученных на курсах профессионального обучения, выделяются за счет Государственного фонда содействия занятости в порядке, определенном Кабинетом Министров.
8. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, города Ташкента, районов (городов) совместно с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений:
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством экономики и промышленности в двухмесячный срок определить пустующие земельные площади несельскохозяйственного назначения вблизи густонаселенных регионов с хорошо развитым предпринимательством, принять меры по разработке проектной документации для создания на них малых промышленных зон, а также обеспечению их инфраструктурой.
Установить, что:
10. Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок сформировать в каждом районе список лиц, желающих заниматься дехканством, распределить претендентам земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота, с закреплением их за кооперациями. При этом предоставить данным лицам льготы, предусмотренные законодательством и принять все меры для возврата земель в сельскохозяйственный оборот.
11. Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в двухмесячный срок объявить конкурсы на создание интерактивных мобильных приложений сервисного обслуживания бизнеса, а также граждан, изъявивших желание заниматься предпринимательством и быть самозанятыми, с налаживанием системы выделения грантов на лучшие проекты.
12. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством инвестиций и внешней торговли, иными заинтересованными ведомствами с привлечением Всемирного банка, Программы развития Организации Объединенных Наций и других международных организаций в срок до 1 августа 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Программы сокращения бедности, предусматривающий:
13. Определить, что с 1 июня 2020 года при выдаче субъектам предпринимательства лицензий и иных документов разрешительного характера не допускается отказ по причине несоответствия профессиональной квалификации кадров, предоставленной документации и программ установленным законодательством требованиям, зданий и помещений – санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности.
В данном случае уполномоченные государственные органы обязаны оказать содействие субъектам предпринимательства в поиске квалифицированных кадров, привлечении специалистов для доработки документации и программ, а также создании иных необходимых условий для получения лицензий и иных документов разрешительного характера, за исключением случаев отказа соискателя от предложенного содействия.
Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по внедрению порядка, установленного настоящим пунктом.
14. Министерству транспорта совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок с учетом внедрения современных методов мониторинга и контроля за деятельностью перевозчиков в единой интерактивной информационной системе «UzTrans» внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:
15. В сфере социального развития:
Поручить Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, а также разработку новой редакции Жилищного кодекса, проекта Экологического кодекса, проектов законов «Об услугах водоснабжения и канализации» и «О кинематографии», Государственной программы по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест, Национальной программы развития и поддержки культуры чтения книг, концепций развития сферы науки, социальной защиты населения, развития системы питьевого водоснабжения и канализации, Стратегии развития сферы строительства.
16. Министерству народного образования совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан внедрить с 1 сентября 2020 года в отдельных общеобразовательных учреждениях в рамках проекта «Пять инициатив» по образованию молодежи и занятости женщин, в порядке эксперимента, информационные системы электронного обучения детей школьным предметам с отменой бумажной документации, включающие в себя в том числе электронные классные журналы, цифровизацию дневников учащихся, библиотеку электронных материалов (учебников, видеоуроков, виртуальных лабораторий и других).
17. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством высшего и среднего специального образования с привлечением экспертов, в том числе зарубежных, обеспечить пересмотр программ обучения в сфере информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики, предусмотрев подготовку кадров по таким направлениям, как наука о данных, большие данные, искусственный интеллект и др.
18. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами обеспечить с 2020/2021 учебного года предоставление студентам высших образовательных учреждений республики возможности оплаты за обучение в равных долях не менее четырех раз в течение учебного года.
19. Внедрить в порядке эксперимента поэтапно с 2020/2021 учебного года дистанционную форму обучения в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезмий, Ташкентском государственном юридическом университете и Ташкентском государственном педагогическом университете.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 1 августа 2020 года обеспечить определение порядка внедрения дистанционной формы обучения, создание программно-аппаратного комплекса, внедрение в учебный процесс соответствующих высших образовательных учреждений платформы дистанционного обучения и оснащение их необходимым оборудованием в установленном порядке.
Кабинету Министров Республики Узбекистан с учетом результатов эксперимента в срок до 1 января 2021 года внести предложения о внедрении в систему высшего образования дистанционной формы обучения вместе с графиком внедрения данной формы обучения в разрезе высших образовательных учреждений и направлений обучения.
20. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2019 года № ПП–4502 подтверждение трудового стажа и определение размера заработной платы при исчислении пенсии за период после 1 января 2020 года осуществляются на основе данных, содержащихся в межведомственном аппаратно-программном комплексе «Единая национальная система труда».
Внедрить порядок, согласно которому при подтверждении трудового стажа и определении размера заработной платы для начисления пенсии, без предоставления архивных данных, используются:
Архивные данные за указанные в настоящем пункте периоды используются исключительно в случае отсутствия в системах необходимой информации либо по обращению заявителя. При необходимости проверки предоставленных заявителем документов, а также истребовании дополнительных архивных данных заявителю пенсия оформляется заочно по минимальным размерам с последующим перерасчетом.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов и Министерством юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
21. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом, Министерством юстиции Республики Узбекистан, с учетом обращений граждан и задач по цифровизации экономики, в двухмесячный срок обеспечить внесение «Дорожной карты» по пересмотру перечней видов деятельности (услуг, работ), по которым выдаются временные трудовые удостоверения самозанятым гражданам, цифровизации данных процессов, а также популяризации возможностей фрилансинга (удаленная работа).
22. Одобрить предложение Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о внедрении с 1 ноября 2020 года аппаратно-программного комплекса «Единая электронная информационно-аналитическая система государственной гражданской службы» (далее – аппаратно-программный комплекс).
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан обеспечить интеграцию аппаратно-программного комплекса в Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан и другие необходимые системы.
Министерству высшего и среднего специального образования, Государственной инспекции по надзору за качеством образования, Высшей аттестационной комиссии и руководителям высших образовательных учреждений принять меры по своевременному и качественному созданию ведомственных информационных систем, их интеграции с аппаратно-программным комплексом, а также цифровизации данных для обеспечения полноценной работы данной системы.
23. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами при разработке проекта программы «Цифровой Узбекистан – 2030» наряду с другими вопросами предусмотреть:
а) в сфере развития системы «Электронное правительство»:
б) в сфере повышения потенциала отечественного рынка IT-технологий:
в) в сфере создания системы управления государственными данными:
24. Разрешить государственным органам, ведомствам, всем предприятиям и организациям привлекать работников, ответственных за внедрение и развитие цифровой экономики, современных информационных технологий и коммуникаций, без соблюдения Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих в части минимального уровня образования и квалификационных разрядов по профессиям.
Министерству по развитию информационных технологий, Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию системы поддержки и стимулирования лиц, имеющих международный сертификат в области информационных технологий.
При этом предусмотреть покрытие государством расходов лицам, успешно сдавшим экзамен на получение международного сертификата в области информационных технологий, расширение возможностей получения лицами, имеющими международный сертификат в области информационных технологий, образования в республиканских высших образовательных учреждениях.
25. Министерству по развитию информационных технологий, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в рамках финансирования проекта «Пять инициатив» принять меры по организации в учебных центрах «Рақамли технологиялар», моноцентрах «Ишга марҳамат» и «Ёшлар технопарклари» специальных курсов по обучению молодежи цифровым технологиям.
26. Одобрить предложение Министерства инновационного развития, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Союза молодежи Узбекистана о проведении в городе Ташкенте Международного молодежного инновационного форума, а также организации в рамках форума конкурса «Самые лучшие проекты» с целью привлечения наиболее передовых проектов молодежи в развитие цифровой экономики.
27. Кабинету Министров в месячный срок внести проекты Указа и постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающие:
28. Установить порядок, в соответствии с которым формирование, хранение и обработка информации в информационных системах и ресурсах государственных органов и организаций, оказывающих государственные услуги, осуществляются исключительно с использованием единых идентификаторов системы «Электронное правительство».
29. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о введении Единого реестра межведомственных информационных систем и программных продуктов электронного правительства (далее – Единый реестр), а также перечней единых идентификаторов системы «Электронное правительство» (далее – перечни), справочников и классификаторов, обязательных к использованию в информационных системах и ресурсах государственных органов и организаций.
30. Установить, что:
31. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственной инспекции «Узкомназорат» и Центру кибербезопасности в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров проект Положения о порядке формирования и ведения Единого реестра и перечней с указанием государственных органов или организаций, ответственных за предоставление их актуальной версии в систему «Электронное правительство».
32. Кабинету Мин
Источник: Пресс-центр