Интервью заместителя председателя Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологиӣ Ким Нам Сок

14 Апрель 2014 Версия для печати


Фото: Зумрат Ергашбаева

Заместитель председателя Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологиӣ Ким Нам Сок в интервью ICTNEWSрассказал о первых итогах своеӣ работы в Узбекистане и задачах, которые необходимо решить для ускорения развития ИКТ в стране.

– Вы работаете в Узбекистане уже более года. Как Вы можете оценить прошедший период? С какими трудностями приходится сталкиваться?

– Пока рано оценивать результаты, поскольку мы находимся в самом начале создания электронного правительства. Как говорит корейская пословица, начало – это уже половина дела. За прошлый год было сделано немало. Принято постановление Президента от 27 июня о расширении Национальной информационно-коммуникационной системы, утвержден план развития электронного правительства, начато обучение государственных служащих в области электронного правительства.

Корейские специалисты, включая меня, в прошлом году провели обучение во всех областях Узбекистана. Мы ознакомили госслужащих в регионах с разными системами и государственными услугами в рамках электронного правительства. Такие же мероприятие проводились для представителей Кабинета Министров.

Информатизация, внедрение электронного правительства – это сложный и долгий процесс, результаты которого не всегда видно сразу. Очень важно, что руководство страны демонстрирует приверженность развитию ИКТ, понимает, что от сегодняшних инвестиций в эту сферу зависит будущее Узбекистана.

Если говорить о трудностях, то они естественны. Многим представителям госорганов только предстоит освоить навыки работы в системе электронного правительства, им не приходилось сталкиваться с положительными или отрицательными эффектами от внедрения ИКТ, поэтому винить кого-то в том, что у него нет знаний или опыта, нельзя. С расширением навыков госслужащих и появлением проектов, облегчающих взаимодействие как внутри госорганов, так и между ними, а также взаимодействие с гражданами и представителями бизнеса, ситуация будет быстро меняться.

– Как налажен Ваш процесс взаимодействия внутри Госкомсвязи и с другими ведомствами?

– Внутри комитета наша работа построена так: когда нашими сотрудниками разрабатывается какой-либо документ или проект, я участвую в качестве консультанта и даю свои рекомендации. После обсуждения эти рекомендации обычно отражаются в новой редакции документа. Каких-либо трудностей во взаимодействии с коллегами нет.

Что касается других ведомств, то с ними мне напрямую взаимодействовать не приходится, все коммуникации происходят через моих коллег по комитету. Бывают случаи, когда определенное ведомство заинтересовано в обсуждении каких-либо проектов, тогда мы встречаемся и обсуждаем разные вопросы. Но должен сказать, что таких обращений очень мало (улыбается). Я всегда рад делиться опытом, для этого я здесь и работаю.

– Президент Узбекистана в январе обратил внимание на необходимость ускорения развития электронной коммерции. Что Вы можете отметить по этому вопросу?

– Считаю, что электронные платежи – это вопрос, относящийся больше к банковской системе, нежели к информатизации. В Узбекистане платежи в наличной форме все еще сильно распространены. Для развития электронных платежей необходимо создать такие условия, чтобы людям было выгоднее хранить деньги в банке, а не дома, и пользоваться банковскими картами, а не наличностью. В Корее раньше тоже предпочитали наличные деньги, но ситуация постепенно изменилась, благодаря введенным правительством льготам и созданным условиям.

– Какие перспективные направления Вы могли бы выделить в сфере электронного правительства в мире?

– Одним из заметных мировых трендов является стремление к независимости от конкретных разработчиков и производителей. Активно разрабатывается программное обеспечение на основе открытого кода. Большое внимание уделяется облачным технологиям. В Корее, к примеру, многие системы создаются на основе облачных технологий. Поскольку эти технологии универсальны, Узбекистан тоже неизбежно придет к их масштабному внедрению.

Очень много сейчас обсуждается вопрос больших данных (big data). В Узбекистане важной задачей на текущем этапе является создание единых баз данных путем упорядочения имеющихся источников. После этого можно будет говорить о больших данных.

Ну и, конечно, при создании систем электронного правительства должны учитываться мобильные технологии. Они повышают удобство для граждан и обеспечивают доступ к госуслугам из любого места.

– В последнее время много внимания уделяется открытости госорганов, однако на деле в этой области предстоит сделать многое. Каковы Ваши наблюдения и рекомендации в этой сфере?

– В Республике Корея действует закон об открытости информации, я его презентовал на конференции, которая была проведена по инициативе Олий Мажлиса. Я также передал парламентариям английский вариант закона. Я убежден, что открытие информации повышает эффективность административной работы и удобство для граждан.

Определенную закрытость госорганов в Узбекистане я бы связал с сильным влиянием советского периода, когда чрезмерное внимание уделялось контролю информации. Действительно, является странным, почему количество сотрудников определенной организации, имена сотрудников и их контакты, а также принимаемые решения иногда являются закрытыми. Но это, несомненно, будет меняться, ведь открытость информации влияет на состояние и развитие экономики, процессы принятия решений, взаимодействия с иностранными партнерами и восприятие страны со стороны мирового сообщества в целом.

– На разных мероприятиях Вы постоянно поднимаете вопрос важности подготовки кадров для сферы ИКТ. Каковы Ваши рекомендации в этой сфере?

– В конце прошлого года мне выпала возможность лично встретиться с Президентом Исламом Каримовым. Эта встреча стала для меня потрясающим событием, и мое уважение к главе государства выросло еще больше. Президент очень заинтересован в вопросе подготовки кадров и четко понимает, что означают для Узбекистана профессиональные кадры.

Готовить кадры для сферы ИКТ нужно не только в школах и институтах, но и на рабочих местах. В образовательных учреждениях нужно внести изменения в программы, чтобы знакомить студентов с своевременными ИКТ. Нужно постоянно совершенствовать методы преподавания. Такой процесс в Узбекистане уже идет во главе с ТУИТ. В этой сфере также идет работа по созданию филиалов зарубежных университетов. Я знаю, что велись переговоры с рядом корейских университетов.

Поскольку цель образования – это подготовка кадров, то очень важно создавать рабочие места и достойные условия труда для молодых специалистов. Одновременно нужно принять меры по активизации IT-индустрии. Отечественным компаниям в одиночку трудно создать такие условия. Поэтому, по моему мнению, нужно создавать совместные предприятия с зарубежными компаниями, которые занимаются разработками программного и аппаратного обеспечения. Уверен, это стратегия «win-win» как для зарубежных компаний, так и для Узбекистана. Ведь благодаря совместным предприятиям происходит передача технологий и одновременно подготовка кадров.

Необходимо привлекать зарубежные инвестиции и передовые технологии, а также улучшать деловую среду в стране. Этому сейчас в Узбекистане тоже уделяется большое внимание.

Опубликовано в журнале ICTNEWS №1 за 2014 год.


Davra
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН Статистика Обратная связь Телефон доверия