Граждане участвуют в принятии решений

22 Декабрь 2016 Версия для печати

12507334_590364574451222_157613609140361254_n.jpg

На торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции страны, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил назвать новый 2017 год в нашей стране Годом диалога с народом и интересов человека В Виртуальную приемную Премьер-министра поступило свыше 290 000 заявлений, жалоб и предложений.

Люди разного возраста обращаются через веб-сайт pm.gov.uz, по телефону и через приемные УзЛиДеП. Для расширения доступа населения к электронным услугам по республике устанавливают интерактивные киоски.

Непомерно возрастает роль высокотехнологичного национального информационно-коммуникационного пространства, в частности, системы «Электронное правительство» с ее возможностями активного взаимодействия с широким кругом аудитории. Практика применения показала, что благодаря системе обеспечивается равный доступ к государственным органам любому гражданину, позволяя участвовать в деятельности государства.

Исходя из этого по инициативе правительства в стране реализуется уникальный проект по взаимодействию населения с государственными органами. 25 сентября запущена Виртуальная приемная Премьер-министра Республики Узбекистан, через которую население и субъекты предпринимательства обращаются непосредственно к руководству с насущными проблемами, заявлениями, жалобами или предложениями. С того времени в Виртуальную приемную поступило свыше 290 тысяч обращений, причем большей частью через веб-сайт, а также по телефону или через приемные партии УзЛиДеП, что, помимо прочего, наглядно продемонстрировало усиление потенциала отечественных ИКТ и возрастающую компьютерную грамотность населения.

Достигнутые результаты вселяют уверенность в том, что уже в недалеком будущем виртуальную приемную Премьер-министра могут признать на международном уровне как образцовую модель прямого диалога правительства с населением. Анализ контингента обратившихся граждан показал, что Виртуальная приемная позволяет продвигать гендерное равенство, так как немногим более половины от числа заявителей — это женщины. Люди преклонного возраста или с ограниченными возможностями могут обращаться устно по телефону. Практика Виртуальной приемной наглядно доказала, что благодаря ее функционированию достигается:

— транспарентность — каждый заявитель имеет возможность следить за ходом рассмотрения собственного обращения, при этом актуальные вопросы освещаются в СМИ и социальных сетях;

— прозрачность — увеличиваются шансы на искоренение бюрократии и, соответственно, предотвращение коррупции;

— гласность — портал служит совершенствованию институциональных реформ, став платформой для общественности, широких слоев населения и субъектов предпринимательства;

— реформы в соответствии с запросами граждан — статистика обращений помогает реагировать на актуальные проблемы;

— общегосударственный подход к решению проблем — все обращения вне зависимости от формы их подачи поступают в соответствующий орган власти;

— рост общественного доверия.

С учетом этих и ряда других возможностей планируется дальнейшее развитие виртуальных приемных госорганов путем подключения региональных и подведомственных подразделений.

Улучшается и система «Электронное правительство» за счет интегрированности электронных государственных услуг. Сейчас на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) оказывается свыше 290 видов государственных услуг. Наиболее востребованные из них — регистрация новых предприятий, оформление внешнеторговых операций, получение разных справок. Характерно, что ранее для оказания этих услуг в ручном режиме государству приходилось тратить больше ресурсов.

Стоит отметить, что в связи с многочисленными просьбами граждан через Виртуальную приемную Премьер-министра об отмене обязательного наличия электронной цифровой подписи (ЭЦП) при подаче обращений через ЕПИГУ органам государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, а также в целях повышения эффективности работы портала физическим и юридическим лицам разрешено подавать обращение без наличия ЭЦП. Это открывает каждому возможность подачи обращения в любой государственный орган и ведомство напрямую, тем самым упростив порядок подачи и рассмотрения обращений.

Еще одной формой государственного управления посредством ИКТ является Система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ). Она стала одним из наиболее эффективных инструментов участия граждан и бизнесменов в принятии важных решений. Через систему прошло общественное обсуждение более 950 проектов нормативно-правовых актов и получено свыше 1 800 комментариев и предложений, которые учитывались при утверждении нормативных документов. Запуск Портала открытых данных, которым воспользовались более 670 тысяч раз, стал важным подспорьем для всех, кому необходима достоверная и наглядная информация. Портал включает 2 062 набора открытых данных, предоставляемых 117 организациями.

Кроме того, стали доступными в режиме онлайн некоторые наиболее востребованные услуги, включая сдачу налоговой и статистической отчетности, оформление таможенных деклараций, регистрацию субъектов предпринимательства и фирменных наименований. Запущена система «Электронная виза», через которую уже сейчас оформляется более 90 процентов всех заявок на получение виз для въезда в Узбекистан. Создан единый механизм электронных торгов по государственным закупкам, обеспечивший лишь за 9 месяцев экономию бюджетных средств в размере свыше 90 миллиардов сумов за счет снижения издержек электронных торгов. Функционирует электронная система подачи исковых заявлений и ходатайств от предпринимателей в хозяйственные суды, позволившая вдвое сократить время обработки документов и обеспечить транспарентность. Созданные в стране центры «одно окно» значительно сократили количество личных посещений, которые раньше были необходимы для сбора документов при подаче заявления на получение государственных услуг во всех районах республики. Это позволило гражданам и субъектам предпринимательства получить мгновенный доступ к наиболее востребованным и популярным государственным услугам в дистанционном режиме.

Сформированы центральные базы данных физических и юридических лиц, автотранспортных средств, регистр справочников и классификаторов, которые позволили обеспечить получение информации из централизованного источника при оказании электронных государственных услуг и межведомственном электронном взаимодействии.

С 1 декабря в тестовом режиме запущен портал электронного лицензирования (license.gov.uz), позволяющий получение информации, оформление лицензий и разрешительных процедур по более сорока видам деятельности.

В настоящее время для расширения доступа населения к государственным услугам по всей республике устанавливаются интерактивные киоски. Формируются центральные базы данных кадастра недвижимости и другие, чтобы государственные органы могли совместно использовать их для сокращения сроков рассмотрения обращений граждан.

В дальнейшем система «Электронное правительство» будет развиваться на основе смарт-технологий, с широким использованием мобильных устройств, которыми активно пользуется население.

Реализуемые меры наглядно свидетельствуют, что развитие электронного правительства возведено в нашей стране в ранг национального приоритета, и Узбекистан будет твердо следовать курсом широкого применения новых информационно-коммуникационных технологий для дальнейшего развития электронного правительства.

narodnoeslovo.uz:

Davra
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН Статистика Обратная связь Телефон доверия