Новый официальный веб-сайт Министерства цифровых технологий запущен в тестовом режиме по адресу digital.uz.Теперь Вы можете знакомиться с деятельностью Министерства через данный веб-сайт.
eye_icon
Телефон доверия
11-99 Все номера
img_icon
  • «Электронное правительство»: снизить издержки населения и повысить открытость госорганов
    22.05.2020


    IT-сфера

    В Послании Президента парламенту было отмечено: цифровая трансформация экономики – важнейшая задача социально-экономического развития Узбекистана на ближайшие годы. В соответствии с этим 11 мая проведено совещание по вопросам широкого внедрения цифровой экономики и электронного правительства с участием руководителей соответствующих министерств и ведомств. Как подчеркнул глава государства, эти задачи необходимо решать уже сегодня. И приоритетное внимание следует уделять комплексному развитию системы электронного правительства на основе передового международного опыта.

    Почему развитие электронного правительства так важно для Узбекистана сегодня? Это позволит сразу решить несколько важных задач. Во-первых, развитие электронного правительства даст возможность значительно сэкономить время и деньги наших граждан при получении необходимых документов. Во-вторых, внедрение системы электронного правительства положительным образом скажется на эффективности деятельности государственных органов: позволит не только многократно снизить временные и финансовые расходы за счет замены бумажного документооборота на электронный, но и повысит открытость и прозрачность их деятельности.  


    Госуслуги в E-форме: удобно и эффективно

    Следует отметить, за последние два года проделана немалая работа в плане создания целостной системы по оказанию современных электронных государственных услуг, по внедрению новых механизмов сотрудничества между государством, предпринимателями и населением. Запущен и усовершенствован ряд важных проектов, которые позволили наладить более тесный диалог между властью и населением,  повысить общественный контроль за исполнением круга обязанностей государственных органов.

    Так, в апреле 2019 года была запущена Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов – project.gov.uz. Благодаря чему значительно ускорились процессы рассмотрения и принятия документов. Что немаловажно, система позволяет не только координировать согласование документов со стороны государственных органов, но и привлечь к их рассмотрению и обсуждению общественность и специалистов. На сегодня для работы в данной системе подключены 214 органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, включая 25 компаний и 18 коммерческих банков.

    Для поддержки бизнеса в мае 2019 года заработала Виртуальная приемная Премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей – business.gov.uz. Сюда могут обратиться все предприниматели, в том числе и иностранные инвесторы. Через портал оказывается помощь тем, чей бизнес пострадал от коронавируса.

    С целью совершенствования оказания госуслуг в сентябре 2019 года осуществлен запуск обновленной версии Единого портала интерактивных государственных услуг – my.gov.uz. Новый, более удобный интерфейс позволяет просматривать ресурс с любых устройств. А возможность ознакомления со всеми госуслугами без обязательной авторизации – лучше понять преимущества ресурса для новичков. Сегодня через ЕПИГУ населению оказывается 193 вида госуслуг, обработано свыше 18 миллионов заявок.

    С целью дальнейшего повышения открытости деятельности государственных органов проведена работа по совершенствованию деятельности Портала открытых данных – data.gov.uz. На веб-сайте на узбекском, русском и английском языках публикуется предоставляемая со стороны государственных органов общедоступная информация. В текущем году будет продолжена работа в части дальнейшего пополнения портала актуальными и свежими данными.

    Эффективным инструментом обратной связи между органами власти и населением стал Портал коллективных обращений MeningFikrim.uz, запущенный в апреле 2018 года. На текущий момент подано более 3,6 тысячи коллективных обращений, по которым опубликовано свыше 25,7 тысячи предложений и комментариев. Для усовершенствования деятельности портала запланировано в скором времени запустить мобильную версию веб-портала.

     

    E-инновации – в избирательный процесс

    Как отметил Президент 11 мая на совещании по вопросам широкого внедрения цифровой экономики и электронного правительства, именно сейчас, в период пандемии коронавируса, наглядно доказана важность мер по широкому внедрению цифровых технологий в сферу государственного управления, госуслуг, торговли.

    Следует отметить, что одной из областей, где внедрение цифровых технологий наглядно доказало свою эффективность, является избирательный процесс. На последних парламентских выборах в декабре 2019 – январе 2020 годов также активно применялись цифровые технологии.

    Одним из важных новшеств стало также формирование единого электронного списка избирателей. Это, в свою очередь, позволило повысить прозрачность избирательных процессов на основе принципа “один избиратель – один голос”.

    Для работы с единым электронным списком избирателей все избирательные округи и избирательные участки были подключены к сети интернет. Около 40 избирательных объектов в отдаленных и горных районах, не имеющих технической возможности предоставления услуг интернета через существующую телекоммуникационную сеть,  были подключены к интернету через спутниковую систему связи.

    Для обеспечения прозрачности и открытости избирательных процессов в тестовом порядке 20 избирательных участков были оснащены устройствами идентификации биометрических данных паспортов граждан. Кроме того, на 60 избирательных участках, отобранных в регионах, установлены 120 камер видеонаблюдения и обеспечена возможность прямого наблюдения за избирательными процессами.

    Официальный веб-сайт Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (elections.uz) также был усовершенствован в соответствии с мировыми стандартами. На данном веб-сайте была размещена вся информация о выборах, налажены электронные интерактивные услуги.

    Следует отметить, что проводимые реформы по внедрению информационных технологий в избирательный процесс Узбекистана – первый шаг к дальнейшему совершенствованию избирательной системы.

     

    Новые цели и задачи

    Достигнутые результаты в сфере широкого внедрения электронного правительства наглядно иллюстрируют: в этом направлении предстоит еще осуществить немалую работу. Как было отмечено на совещании 11 мая, только 30 процентов более чем из 700 информационных систем в государственных органах подключены к электронному правительству. Из 80 ведомств, оказывающих госуслуги, лишь 27 интегрированы с Агентством государственных услуг.

    В связи с этим глава государства дал поручения по дальнейшему совершенствованию и широкому внедрению системы «Электронного правительства». В течение 2020-2022 годов всего намечается реализовать 104 проекта в разных сферах. В настоящее время по 37 из них, запланированным на текущий год, ведется активная работа. Поэтому важно ускорить переход наиболее востребованных государственных услуг в электронную форму.

    В числе первостепенных задач – классификация баз данных государственных ведомств, их подключение к межведомственной интеграционной платформе и введению единых технологических требований для электронного взаимодействия.

    Если говорить о конкретных проектах, то на ближайшую перспективу запланировано следующее:

    • В текущем году внедрить систему «Электронный парламент», включая электронный портал и мобильное приложение. Это позволит привлечь как можно больше граждан к участию в общественных вопросах, наладить диалог между парламентариями и избирателями, а также повысить ответственность самих депутатов.
    • Ввести Единый реестр социальной защиты для ведения учета социальных пособий с целью повышения прозрачности в этой сфере и эффективного распределения финансовых ресурсов.
    • В сфере здравоохранения: до конца текущего года в столице внедрить электронные медицинские карты, системы электронной больницы и неотложной медицинской помощи.
    • В сфере налогообложения: перевести объекты торговли и обслуживания на работу с онлайн-кассовыми аппаратами, внедрить электронную маркировку алкогольной и табачной продукции и электронные счета-фактуры.
    • В сфере транспорта: внедрить автоматизированную систему оплаты в сфере железнодорожных перевозок, а также общественного транспорта с введением единого электронного билета на все виды транспорта, усовершенствовать информационную систему «UzTrans».
    • В сфере сельского хозяйства, земельного учета и мониторинга: разработать электронные системы учета земли и воды, а также полной цифровизации сельскохозяйственных процессов – начиная от размещения сельхозкультур вплоть до их реализации.


    Развитие электронного правительства – важнейшая задача в рамках цифровой трансформации Узбекистана на ближайшие годы. Это в первую очередь даст большой экономический эффект, позволит гражданам через различные каналы коммуникации (веб-порталы, центры государственных услуг и мобильные приложения) беспрепятственно и удобно пользоваться государственными услугами.

     

    Подготовила Юлия Сарымсакова,

    при содействии пресс-службы Министерства по развитию
    информационных технологий и коммуникаций

    Источник: Пресс-центр